В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) прошла Коллегия, на которой были намечены задачи работы ведомства на 2015 год.
Руководитель Ростехнадзора Алексей Алёшин, открывая заседание, напомнил, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному собранию 2014 года уделил большое внимание важности снижения контрольно-надзорного пресса на бизнес. «В связи с этим одной из наиболее важных и актуальных задач, стоящих перед Ростехнадзором в 2015 году, является совершенствование форм и методов надзорной деятельности (риск-ориентированный надзор, дистанционный надзор) на поднадзорных объектах. Информационная система мониторинга промышленной безопасности позволит оптимизировать контрольно-надзорную деятельность ведомства, сократить число проверочных мероприятий и снизить излишнее административное давление на бизнес», - подчеркнул руководитель Службы.
По его словам, внедрение информационной системы мониторинга промышленной безопасности позволит качественно и экономически эффективно оценить промышленную безопасность ОПО, оптимизировать работу инспекторов, сократить расходы на их командирование для осуществления надзора за удаленными ОПО, перейти на более высокий уровень взаимодействия с эксплуатирующими организациями, повысить прозрачность в системе «надзорный орган - эксплуатирующая организация», сделать работу Ростехнадзора более аналитической и эффективной.
Алёшин напомнил, что по поручению Президента РФ в 2015 году будет создан специальный реестр проверок, проводимых надзорными органами различного уровня, содержащий полную информацию обо всех плановых и внеплановых проверках, о лице, в отношении которого проводится и проводилась проверка, о результатах проверки и о принятых мерах по результатам проверки, их исполнении или обжаловании. В поручениях по реализации Послания Президента РФ предусматривается принятие ряда нормативных правовых актов, определяющих порядок создания и ведения в сети Интернет единого реестра учёта плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемых органами государственного контроля и органами муниципального контроля.
«Соответствующие изменения уже внесены в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - подчеркнул Алёшин. - В настоящее время Ростехнадзор в рамках своих полномочий принимает участие в разработке проекта постановления Правительства РФ, регламентирующего порядок формирования и ведения единого реестра проверок». Система учета проверок, проводимых в рамках федерального государственного надзора, в том числе проверок, проводимым Ростехнадзором, вводится в действие уже с 1 июля 2015 года.
Алешин отметил, что Ростехнадзором ведется плановая работа по расширению инструментария риск-ориентированного надзора. Службой готовится к внесению в Правительство законопроект, предусматривающий дифференциацию режимов надзорной деятельности в области безопасности гидротехнических сооружений (по аналогии с тем, как это уже сделано в области промышленной безопасности).
Кроме того, идет формирование инструментария дистанционного мониторинга состояния промышленной безопасности. Планируется устранение противоречий в нормативной базе, в результате которых одновременно существуют более и менее жесткие требования в отношении одного и того же объекта регулирования. «В этих целях Службой подготовлены изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении», предусматривающие нормативное определение наших функций в этой сфере. Запланирована работа по законодательному «оформлению» системы аттестации и проверки знаний руководителей и персонала в сферах промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и в электроэнергетике. Мы готовим и предложения по «точечной» корректировке актов Правительства, затрагивающих компетенцию Службы», - отметил Алёшин.
Также, Ростехнадзор выступает против избыточных требований, которые, не достигая заявленных целей, влекут за собой материальные издержки компаний. В этих целях продолжается работа по актуализации нормативных правовых и нормативных технических документов в области промышленной безопасности и в области использования атомной энергии.
Кроме того, необходимо исключить «серые зоны» в регулировании, создающих условия для деятельности мошеннического характера, осуществляемой отдельными лицами. Ростехнадзором ведется работа по созданию новой системы аттестации экспертов в области промышленной безопасности, повышению квалификационных требований к ним, совершенствованию лицензионных требований в области экспертизы промышленной безопасности.
«Необходимо продолжение работы по повышению эффективности взаимодействия и устранению предпосылок дублирования функций ведомств, осуществляющих надзор в подведомственных сферах деятельности. Так, например, в области использования атомной энергии, в которой надзорные функции осуществляют ФМБА, МЧС, Минприроды, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и ФМБА, совместным приказом утвердили Административный регламент взаимодействия при проведении проверок», - отметил руководитель Ростехнадзора.
«Также призываю рассмотреть наши «внутренние» резервы для учета кризисных явлений в экономике, применение которых не требует корректировки нормативной базы. Деятельность Службы должна быть переориентирована с учетом сложившейся в национальной экономике ситуации», - заключил Алёшин.